Наш адрес:
Москва, Покровка, 4
Наш телефон:
8(495)924-6125
 
"Облака" онлайн
Общение
  знакомства    

  новости    

     

Узнай о себе больше
  приметы    

  древнерусский календарь    

  предсказания    

  гадания на рунах    

  гадания на И-цзин    

  сонник    

     

Творчество гостей
  стихи    

  проза    

  статьи    

     

Картинки для desktop
  800 x 600    

  1024 x 768    

     

"Облака" на Покровке 4
Концерты и встречи

  фото-архив    

     

Интернет-каталог
  подарки    

  чай мате и травы    

  здоровое питание    

  музыкальные инструменты    

     

Информация
  что такое Облака    

  схема проезда, почта    

     

"Облака" представляют: Элифас Леви, "История Магии"
Предлагаем вам к ознакомлению начало книги, которую целиком вы сможете купить в нашем магазине, начиная с января 2007 года

  страница 1
страница 2
страница 3
страница 4
страница 5
страница 6
страница 7
страница 8
страница 9
страница 10
страница 11
страница 12
страница 13
страница 14
страница 15
страница 16
страница 17
страница 18
страница 19
страница 20
страница 21
страница 22
страница 23
страница 24
страница 25
страница 26
страница 27
страница 28
страница 29
страница 30
страница 31
страница 32
страница 33
страница 34
страница 35
страница 36
страница 37
страница 38
страница 39
страница 40
страница 41
страница 42
страница 43
страница 44
страница 45
страница 46
страница 47
страница 48
страница 49
страница 50
страница 51
страница 52
страница 53
страница 54
страница 55
страница 56
страница 57
страница 58
страница 59
страница 60
страница 61
страница 62
страница 63
страница 64
страница 65
страница 66
страница 67
страница 68
страница 69
страница 70
страница 71
страница 72
страница 73
страница 74
страница 75
страница 76
страница 77
страница 78
страница 79
страница 80
страница 81
страница 82
страница 83
страница 84
страница 85
страница 86
страница 87
страница 88
страница 89
страница 90
страница 91
страница 92
страница 93
страница 94
страница 95
страница 96
страница 97
страница 98
страница 99
страница 100
страница 101
страница 102
страница 103
страница 104
страница 105
страница 106
страница 107
страница 108
   

Магия
История магических ритуалов, обрядов и таинств

Элифас Леви



[иллюстрация - Элифас Леви]

Магия
История магических ритуалов, обрядов и мистерий

Элифас Леви

Перевод с французского, предисловие и примечания -
Артур Эдуард Уэйт

С иллюстрациями




Библиографическое примечание

Данное издание, Dover 2006, является полной републикацией книги, выпущенной в 1913 году в Лондоне издательством Rider and Company под названием "История магии с ясными и подробными описаниями магических процедур ритуалов и мистерий". Оригинал книги был опубликован в 1860 году в Париже издательством Germer Bailliere под названием "История магии". Элифас Леви - это псевдоним; настоящее имя автора - Альфонс Луи Констан.




Предисловие к английскому переводу

В нескольких разрозненных заметках в периодике, в биографическом очерке перед моим переводом "Dogme et Rituel de la Haute Magie" (1) , да и вообще при любом удобном случая я всегда старался упомянуть о том, что "История Магии" пера Альфонса Луи Констана, написанная, как и большинство его работ, под псевдонимом Элифас Леви - это самое захватывающее, увлекательное и блестящее из всех исследований на эту тему, с какими мне приходилось когда-либо сталкиваться. Еще в 1896 году я указал, что это восхитительное философское обозрение, несмотря на все исторические неточности, и что в оккультной литературе нет ни одного произведения, достойного стоять рядом с этим. Более того, во всей франкоязычной литературе не существует ничего столь же подробного на этот счет, а что касается нас самих - нам до сих пор приходилось полагаться лишь на переведенную с немецкого историю авторства Йозефа Эннемозера, где все явления, относящиеся к области магии, объяснялись через феномен животного магнетизма. Существует и ряд других иноязычных текстов, кроме этого, но на английский их никто не переводил, да и ни один из них не несет и близко такого же мощного заряда, как тот, перевод которого вы держите в руках.

(1) В русском переводе - "Учение и Ритуал Высшей Магии" - прим. пер.

Отдав должное уровню книги, пора, наверное, добавить и следующее. Что касается моих мотивов, то я взялся за перевод этой книги не потому, что она представляет собой увлекательное чтение и не потому, что исследователям истории магии она послужит надежным источником. И уж конечно я взялся за это не ради тех, у кого имеются другие - оккультные, если говорить прямо - причины ознакомиться с "ритуалами, обрядами и мистериями". Я совершенно не собираюсь предоставлять материалы такого рода глупцам и лодырям, и на самом деле данная "История…" не оправдывает своего названия, по крайней мере, никакой практически ценной информации для искателей оккультных знаний она не содержит. На всем протяжении своей литературной жизни я старался донести до читателя тот факт, вынесенный мной из предыдущего опыта оккультных исследований, что оккультные науки - в общем понимании - являются путями опасности, а не просто путями внушения и обмана. Взгляды Элифаса Леви по большинству вопросов и его видение истории магии во многовековой перспективе важны потому что: а) он - авторитетный адепт всех упомянутых наук; b) именно он, в некотором смысле, возродил их в новой, более привлекательной форме перед лицом общественности в середине девятнадцатого века; с) он проявляет, как мы увидим в дальнейшем, полнейшую осведомленность в их отношении, осведомленность адепта и магистра; и все же, d) благодаря одной установке, важность которой еще будет подчеркнута, из всего долгого труда следует вывод о том, что магия, какой ее понимают не только на улицах, но и в домах ученых исследователей этого предмета - не имеет основания в мире реальности, и что магический мир - это мир иллюзий. И именно по этой причине я взялся за перевод "Истории магии", хотя и не считаю благотворительность особенно благодарным делом. Сейчас вокруг полно лжи относительно магии, и у меня имеется больше, чем могли бы представить мои читатели, причин развеять заблуждения тех, кого еще можно спасти от обмана. И очень хорошо, что сведения, необходимые для этой цели, мы можем получить сейчас непосредственно из уст магистра.
В данном предисловии я попытаюсь описать сначала личные воззрения Элифаса Леви, чтобы у читателя не возникло недопонимания и вопросов о том, кто все это пишет; затем - его первоначальные утверждения о положениях, природе и ценности трансцендентальной магии; и, наконец, итоговые представления автора о так называемой практической стороне магии, какими они приводятся в его собственной книге. Таким образом, мы поймем причину его критических догматов, которые мне кажутся вполне надежными, потому что, несмотря на все ошибки, Элифас Леви обладал в свое время большим знанием, нежели кто-либо еще с тех пор по наши дни, хотя мы знаем еще много пытавшихся разрабатывать ту же область исследований, специализируясь на той или иной из многочисленных сфер, превосходно описанных автором.
Казалось бы, мне следовало сначала обрисовать биографию самого писателя; однако я уже сделал это в обширном предисловии к сборнику его работ, опубликованном много лет назад под названием "Тайны магии" и повторил все то же самое несколько в другом контексте в предисловии к уже упоминавшимуся "Учению и ритуалу высшей магии". Все эти сведения кочуют теперь из издания в издание, и ничего нового об Элифасе Леви с тех пор не написано - просто потому что сведения о его жизни в принципе весьма скудны.
Так что сейчас достаточно будет просто сказать, что Альфонс Луи Констан родился в Париже в 1810 году в семье бедного башмачника. Ребенок развивался очень быстро, подавая большие надежды. На него обратили внимание приходского священника, и в результате мальчик взяли на бесплатное обучение при церкви Сен-Сюльпис, очевидно, для того, чтобы сделать из него церковнослужителя. Там, видимо, наставники отметили в нем соответствующие месту и эпохе способности, поскольку юношу вскоре произвели в дьяконы. Однако, судя по всему, его воззрения на богословские вопросы отличались оригинальностью, поскольку далее продвижение молодого человека по карьерной лестнице остановилось, затем последовали несколько проверок, свидетельствующих о недовольстве церковного начальства, и закончившихся исключением Альфонса из семинарии. По крайней мере, так гласит официальная версия, хотя существует и альтернативная, согласно которой он сам отказался от карьеры священнослужителя из-за внутренних сомнений.
После этого Констан какое-то время жил, кажется, преподаванием, и потихоньку пробовал себя в литературе. До нас дошло многое из этих ранних работ, но их литературная ценность сильно преувеличена французскими книгопродавцами. На страницах самой книги приводится рассказ о совместных приключениях автора с Альфонсом Эсквайром связанных с проповедями прорицателя Ганно - они представляют собой интересный фрагмент биографии, так пусть же говорят сами за себя. В тот период возраст автора приближался к тридцати годам. Мне не удалось установить точно, когда он женился на шестнадцатилетней мадмуазель Ноэми, впоследствии ставшей более-менее известным скульптором, известно лишь, что это была "свадьба уходом", без согласия родителей, и в итоге жена ушла от Констана. По слухам, она даже добилась впоследствии признания их брака недействительным - не на обычных основаниях, поскольку в браке она успела родить двух детей, умерших в самом начале жизни, если не вообще во младенчестве, а на том основании, что она была несовершеннолетней, в то время, как муж связывал себя необратимыми обетами. Однако, следует заметить, что Сен-Сюльпис - это семинария для белого духовенства, и от семинаристов там не требовали обета целомудрия, хотя правила римско-католической церкви и запрещают священникам вступать в брак.
В 1851 году Альфонс Луи Констан написал большую книгу в энциклопедическую серию аббата Миня, озаглавив ее "Dictionnaire de Literature Chretienne" - "Словарь христианской литературы". В этой книге сам автор описывается, как "ancien professeur аu petit Seminarie de Paris" (1) , и следует предположить, что издатель не был осведомлен о прошлом автора. Эта книга более значима в свете последующих трудов Констана, чем сама по себе. Ее ценность как критической или научной работы крайне мала, как и подавляющей части остальных книг той энциклопедической серии, словарные статьи книги несоразмерны и раздроблены; и все же читается книга с большим интересом и отражает очень любопытные воззрения. Понятно, что требования формата заставляли автора жестко придерживаться ортодоксальных положений, и в целом книга получилась такой же узкой и такой же несвободной, как и у бесконечного множества других авторов, подвизавшихся на той же теме как до, так и после Констана. Мятущееся сердце семинариста из Сен-Сюльпи либо снова оказалось на стороне ортодоксального католичества, либо с успехом сумело притвориться таковым на время написания книги. Однако, уже четыре года спустя на смену церковнику, вещавшему со страниц Энциклопедии Миня, явился маг. В 1855 году вышла "Доктрина трансцендентальной магии", в 1856 году - "Ритуал", и с тех пор Альфонса Луи Констана, получившего европейскую известность под псевдонимом Элифас Леви, знали исключительно как адепта оккультных наук. Именно в этих работах ярче всего видны как его воззрения на упомянутые науки, так и личная компетенция автора в обсуждаемых вопросах. Несколько более поздних работ, одна за другой вышедших из-под его пера, очень любопытно сравнить с "Доктриной" и "Ритуалом", поскольку в них опять появляется покорность церкви и честные попытки вернуться к ортодоксальным взглядам. Более подробно я останавливался на этом моменте в предисловии к "Тайнам магии", так что здесь повторяться не стану. Однако, несмотря на это, как в узком, так и в широком кругу Элифас Леви продолжал считаться учителем оккультных наук - в первую очередь их основы, каббализма. Очевидно, именно этим он зарабатывал на жизнь. Элифас Леви находился в Париже во время осады, которая привела франко-немецкую войну к ужасному концу, и умер в 1875 году, с соблюдением всех прощальных католических обрядов. После него остался полный шкаф рукописей, часть из которых была с тех пор опубликована, а часть - так и дожидается своего редактора. В Париже при содействии месье Люсьена Мошеля давно уже обещали издать его биографию и письма, но, судя по тому факту, что с момента первых обещаний прошло уже более шестнадцати лет, этого уже так и не сделают. Возможно, издателю не дают воплотить свои планы душеприказчики мадам Констан, вышедшей замуж повторно в 1872 году.

(1) "Бывший преподаватель небольшой парижской семинарии" - фр., прим. пер.

Перейдем же к главной теме нашего предисловия. В "Учении и ритуале высшей магии" ясно сказано следующее: 1) Магия существует, она чрезвычайно мощна, и ее возможности превышают все преувеличенные свойства, приписываемые ей молвой. 2) Это роковая наука добра и зла, представляющая собой важную тайну. 3) Она наделяет человека сверхчеловеческой силой. 4) Это традиционная наука о тайнах природы, переданных нам Магами. 5) Магическое посвящение дает власть над душами и искусство править желаниями. 6) Из этой науки естественным образом происходит одна истинная, непогрешимая и всецело католическая религия, существовавшая в мире всегда, но в виде, неприемлемом для большинства. 7) Именно поэтому появилась на свет и экзотерическая религия, изложенная на языке басен и бабушкиных сказок, поскольку лишь они доступны профанам; со временем эта религия претерпела различные изменения, и мы сейчас знаем ее, как римское католичество. 8) Символика этой религии несет в себе истину, и для толпы ее можно именовать истиной как таковой, но посвященные так считать не должны. 9) Истинное знание несет в себе лишь Магия.
Все вышеперечисленное - положения теоретической, философской, доктринальной части, это догмы "абсолютной науки". Далее следует практическая часть, посвященная овладению силой естественного происхождения, но далеко превосходящей все обычные силы природы. Все действия по использованию этой силы включены в Гримуар, Волшебную Книгу, Магии, и представляют собой церемонии вызывания сущностей - духов стихий, с помощью пантаклей, талисманов и прочих магических принадлежностей; духов, предположительно принадлежащих к планетной сфере; теней или душ умерших при некромантии. Ничего противозаконного в таких действиях нет, и их результаты не подлежат сомнению, но они принадлежат к сфере Черной Магии, области обмана и кошмаров, хотя и позволяющей добиться феноменальных результатов. Сам же Элифас Леви посвятил себя пути светлого мага.
Будет отмечено, что это понятно, и в целом Гримуар Трансцедентальной Магии, по словам Элифаса Леви, практически не отличается "Ключа Соломона" и его аналогов за исключением частей, вырезанных или добавленных автором из собственных соображений. Он считал себя вправе делать это на основании собственных утверждений, о том, что 1) он открыл "тайну всемогущества человека, ключ ко всей символике, первую и окончательную доктрину"; 2) он является алхимиком и магом, и раскрывает обществу ту же тайну, что и Раймонд Лулл, Николя Фламель, и, возможно, Генрих Кунрат, порождавшие чистое золото, и не унесшие секрета с собой в могилу; 3) и, наконец, "в эпоху, когда святыни заброшены и обращены в руины, поскольку ключ от них выброшен, я счел своим долгом подобрать этот ключ и предлагаю его любому, кто способен его принять. Этот человек станет целителем народов и освободителем мира".
Необходимо добавить, что эти утверждения базируются не только на теории и практике обрядов вызывания духов. Нет никаких сомнения, что для самого Элифаса Леви его тайная доктрина оккультной науки заключается в предположении о наличии универсальной среды, названной им Астральным Светом. Французский автор сам признается, что его "астральный свет" - это то же самое, что "одилическая сила" барона Райхенбаха, но при этом пускается и в дальнейшие рассуждения, приходящие в итоге к следующему: 1) Это универсальная всеобщая среда, в которой передаются все вибрации движений и образы форм - ее можно назвать Воображением Природы. 2) Именно это создал Господь, сказав "да будет свет!" 3) Это великая среда передачи оккультных сил, но сама по себе эта среда слепа, и ее можно использовать как для добра, так и для зла. 4) Это природа электричества и молний. 5) "Четыре невесомых флюида" являются частными проявлениями этой единой силы, которая "неотделима от Первоматерии" и придает последней способность двигаться. 6) Она может быть и светом, и теплом, и электричеством, и магнитным полем. 7) Очевидно, эта сила имеет два режима, стремящихся к равновесию, и точка этого равновесия и является точкой Великой Работы. 8) "В бесконечности ее суть - эфир, в звездах и планетах - астрал, в металлах - металл или ртуть, в растениях - овощ, в животных - жизнь, в людях - магнетизм и личность". 9) Из животных она извлекается путем поглощения, а из людей - путем генерации. 10) В Магии это - волшебное зеркало, вместилище всех отражений. Наблюдатель видит в нем видения, прорицатель - пророчества, а маг вызывает с его помощью духов. 11) Будучи зафиксированным вокруг некоего центра, Астральный Свет становится Философским Камнем алхимиков, искусственным фосфором, вместилищем теплорода. 12) Будучи сконденсированным с помощью огня в треножнике, он превращается в масло, которое является Универсальным Лекарством. Это масло можно хранить только в стеклянной, непроводящей токи посуде.
Здесь тоже все ясно, и я привел данное описание только потому, что Астральный Свет - это, как я уже оговаривался, спекуляция; лично я, например, понятия не имею, существует ли этот флюид на самом деле, и если да, то обладает ли он описанными выше свойствами. Да мне и нужды нет это знать - достаточно того, что Элифас Леви однозначно изложил все свои воззрения на данный счет.
Теперь перейдем к "Истории Магии", хотя я и приводил уже выше, описывая гипотетический флюид, некоторые моменты из этой книги. В "Истории Магии" магия все еще называется наукой древних Магов; все еще описывается, как точная и абсолютная наука о Природе и ее законах, поскольку является наукой равновесия. Ее тайна, тайна оккультной науки - это тайна всемогущества Бога. В нее входит все, что есть известного наверняка в философии, все, что есть вечного и незыблемого в религии. Это искусство жрецов и искусство царей. Ее доктрина заключена в каббализме, и происходит она очевидно из первобытной зороастрийской доктрины, хранителем которой, кажется, являлся Авраам. Совершенства эта доктрина достигла в Египте. Затем, если проследить религиозное движение доктрины, то оно было таково: из Египта - к Моисею, от Моисея - к Соломону, через посредничество тайных иудейских хранителей традиции; из Иерусалимского Храма - к святому Петру в Рим, хотя и непонятно, каким образом. Все сказанное ранее при этом остается в силе, в частности, то, что в Риме каббалистические ключи были утеряны. На каком именно этапе это произошло - остается только гадать; с точки зрения самого Элифаса Леви, это произошло, возможно, при Дионисии, возможно - при Синезии, но мне лично так не кажется, так что вопрос остается открытым.
С первого взгляда и по букве своей эти положения ничем принципиальным не отличаются от предыдущих, но ясно, что по внутреннему духу между ними лежит заметная разница. Достаточно только сравнить эти два текста, что любой может сделать самостоятельно. Что же случилось в "Истории магии" с практической стороной, которая, под слоями декоративной философии и прочих украшений - то золотых, то поддельных, и являлась сутью, истиной, увенчивавшей предыдущую книгу? Прочтите сами, и вы проверите правоту моих слов, я же скажу так: о каких бы практических моментах ни шла речь, будь то искусство вызывания духов, или старинные примеры одержания бесами, колдовство или некромантия, будь то современные феномены, такие, как проявление рисунков, столоверчение или другие элементы спиритизма, известные автору в тот период - все они почему-то подпадают под незаслуженное порицание. Не потому, что автор считает все это мошенничеством, нет - он не ставит под сомнение истинность самих фактов, и смеется над теми, кто это делает. Причиной тому принадлежность этих фактов к миру иллюзий; практиковать их могут лишь адепты безумия и слуги зла. Приход христианства положил конец магическим процедурам, и на них лежит анафема. Именно с такой точкой зрения Леви и проводит читателя век за веком по истории магии, объясняя одни вещи скептически, другие - так, как, должно быть, объяснял бы их сам Йозеф Эннермозер, но ни разу за всю книгу не объяснив ничего с позиций реального практика магии, который лично проводил восхитительные и ужасающие эксперименты, а теперь пришел сообщить об их реальности, как то делалось в "Учении и ритуале". Некромантия - наука мрака, спиритизм - бездна, в которой рождаются иллюзии, колдовство - богатое свидетельствами доказательство порочности человеческой натуры; все это не имеет ничего общего с каким то ни было дьявольским вмешательством из других миров. Лично я всем сердцем согласен с такой оценкой, хотя и не считаю незримый мир так уж сильно отделенным от мира вещественного, как то предполагает Элифас Леви. Но все же - а с Магией-то что стало? Что случилось с наукой - ровесницей этого мира, с наукой - ключом ко всем чудесам, дарующей своим адептам почти всевластие? Ее автор сводит к следующему: а) к тому, что лежит, по его мнению, в области "симпатической физики чудес" по Месмеру, которого автор именует "великим, подобно Прометею", b) к общей теории галлюцинаций, вызываемых самовнушением, либо, наоборот, вызывающих его, и с) я вынужден говорить об этом к огромному собственному неудовольствию, потому что лично мне до сих пор так и непонятно, зачем надо было оставлять этот пункт, но все же - к физическим действиям алхимического толка, которые все же признаются возможными при определенных обстоятельствах, описанных в рассуждениях с задействованием концепции Астрального Света.
Вряд ли стоит подробно останавливаться на том, что я совершенно не верю рассуждениям Леви по поводу искусства трансмутирования металлов, или что с моей точки зрения все его аллегории не заслуживают внимания, по крайней мере по сравнению с реальной доктриной герметического мистицизма. Обладатель Ключей Магии, или Ключей Каббалы, выброшенных или утерянных церковью, говорит нам, что с приходом Христа "магическая ортодоксия переродилась в ортодоксию религии", что "отколоться могли только иллюминаты да колдуны", что "само имя Магии теперь может восприниматься только в недобром смысле", что "церковь в мудрости своей запрещает нам спрашивать совета у оракулов", и что "фундаментальные догмы трансцендентальной науки … были полностью реализованы в ходе создания христианского мира", в котором поддерживается равновесие между Церковью и Государством. Все, творимое вне законной церковной системы, заслуживает порицания. Что касается видений - они бывают у всех сумасшедших; общение с незримым разумом достижимо с помощью карт Таро, но осуществление его опасно и преступно; а медиумы, чародеи и предсказатели - "как правило, больные люди, в которых раскрывается бездна". В конце концов, если говорить о философской стороне Магии, то ее великая доктрина - это равновесие, а в духовном смысле равновесие - это слияние веры и знания.
Что же произошло с писателем, почему он настолько поступился своими прежними заявлениями? Одно возможное объяснение таково, - и я уже давно сам к нему склоняюсь - что в тайной школе Элифас Леви сначала постиг несколько ступеней знания, а затем его продвижение было остановлено из-за того, что он слишком многое раскрыл в своих предыдущих книгах, и теперь от многого надо было как-то отречься. Другое предположение гласит, что Элифас Леви изначально выступал как маг, красиво расписывая свои идеи подобно тому, как шарлатан на ярмарке расписывает свои снадобья, а в последующих книгах самые смелые из своих заявлений все же рискнул забрать назад.
Такое предположение мало похоже на правду, потому что ничего не объясняет, да и шарлатаном Леви не назовешь. Мне кажется, что он достаточно долго изучал оккультную литературу и историю оккультизма; убедил сам себя в том, что нашел ключ ко всем оккультным феноменам; написал "Учение и ритуал" на соответствующей волне энтузиазма; а в период между выходом "Учения и ритуала" и "Истории магии" успел пересмотреть природу феноменов и пришел к выводу, что они не лежат в области реального, а являются направленными галлюцинациями различного рода и различных степеней тяжести. Однако при этом он не отказался от концепции своего гипотетического универсального флюида, как объясняющей все чудеса, и от представления о тайной традиции, идущей с незапамятных времен и дожившей до нас 1) в сетях кабалистики и 2) в графических символах Таро.
Не мое дело в данном случае оспаривать мнения как о самом существовании такой тайной традиции, так и о путях ее передачи - об этом и так уже очень много и подробно писали. Но вышеприведенное объяснение, как мне кажется, хорошо тем, что не оставляет сомнений в искренности человека, пользующегося любовью многих, человека, которому я сам столько раз высказывал симпатию. Ведь странно было бы, чтобы француз, маг и оккультист вдруг взял и забрал назад свои слова на глазах у всех своих почитателей, после того, как столько всего раскрыл им. Более того, сам факт перевода книги, которую вы держите в руках, книги, замечательной во многих аспектах, но в первую очередь - как история магии, не являющейся Магией, является свидетельством того, что вся основа ее предмета не такова, какой ее принято считать. Предлагаемые Леви объяснения физических явлений, особенно современных, не всегда верны; но по большей части они близки к истине, и я сочту свою задачу более чем выполненной, если люди, серьезно настроенные изучать мистику, найдут в этой книге предостережения о некоторых из опасностей и ловушек, поджидающих адепта.
Осталось сказать немногое. Читатели данной Истории должны быть готовы встретить множество неточностей, которых вполне естественно ожидать от автора вроде Элифаса Леви. Те, кто ничего не знает о Египте, о древности его религии и литературы, рискуют получить неправильное представление о них из главы о Герметической Магии; читатели, обладающие глубокими познаниями о религиях востока, расценят повествование о Магии в Индии как пример явной некомпетентности автора; я же могу сказать относительно иудейской теософии, что Леви не очень хорошо знаком с теми каббалистическими текстами, которые так широко обсуждает с претензией на полную осведомленность в предмете - он замечает в них лишь второстепенные моменты.
Что же касается религии, в которой автор вырос, то у меня создалось впечатление, что она притягивала его в течение всей жизни, и то резкое изменение взглядов, которое мы видим после "Учения и ритуала", вызвано именно усилением этого притяжения со стороны Церкви - скорее, как великой иерархии и грандиозной системы пышных символов. В своих наставлениях Леви всегда старался точно придерживаться истины, поэтому скорее он честно обманывался сам, чем пытался сознательно обмануть читателя. Множество утверждений, содержащихся в тексте, и дух, пронизывающий его целиком, не оставляют сомнений в том, что "История Магии" представляет собой абсолютное отрицание догмы. Мы получаем обширный взгляд изнутри на мнения, находящиеся не на виду, плохо скрытые под внешней лояльностью Церкви, и становится понятно, что притворное подчинение автора - неестественно. Мы ясно видим, какие именно чувства заставили его преподнести все свои труды к подножию сиденья Петра, отдав их на суд последнего. Нет необходимости добавлять, что все приведенные здесь соображения по поводу доктрины не заслуживают похвалы ее хранителей. В то же время практически нет никаких сомнений в том, что Леви всей душой верил в необходимость иерархической структуры системы обучения, которая, на его взгляд, ведет свое начало от самых ранних периодов существования институтов посвящения, считая, что существование такой системы зафиксировано еще в своде законов Моисея, которые являются скорее собранием научной мудрости, чем божественным откровением. По мнению Леви, каббалистическая литература - лишь одно из проявлений этой традиции, но святилища существовали и по всему миру, включая Египет и Грецию. И наследником всей этой традиции является Церковь Христова, которая, хоть и потеряла ключи знания, хоть и путает везде символы с их значениями, но все же дана нам как проводник знания, требующий осознанного подчинения.
Мне кажется, Элифас Леви говорил правильные и очень умные вещи касательно сходства и различия науки и веры, понимая последнюю, как желание, а не как опыт. Длинный очерк о мистике, являющийся, наверное, самой важной частью "Словаря христианской литературы", показывает, что автор был достаточно поверхностно знаком с мыслями Suso, st. John of the Cross, святой Терезы и святого Франциска of Sales. То есть, он урывками слышал что-то про внутреннюю жизнь и ее тайны, но о том, что именно позволяет подняться на высоты святости, автор явно не имеет осознанного представления. Для него все письменные свидетельства такого рода опыта - не более, чем мистическая поэзия, он вне темы - поэтому поверхностны и его рассуждения о ложной мистике, к которой он причисляет гностические секты, секту альбигойцев, так называемых "иллюминатов", и тайные еретические общества реформаторов доктрины. Поскольку религия мистиков - предмет моего страстного изучения, да будет позволено мне вставить, что истинная религию создает не "всеобщее право" (см. стр. 370 текста), а соглашение тех, кто приобрел Божественный опыт, который можно постичь только испытав его самостоятельно.
В завершение - оставим же в покое, по крайней мере, в отношении данной Истории, феноменальную сторону Магии, которая в терминологии автора именуется Трансцендентальной Магией, и обратимся к Магии, каковой она описана в книге, к Магии, как к последовательности философских систем древности, явленных автору и пересказанных им. Для большинства сегодняшних читателей эта философия окажется, скорее всего, неприемлемой, но она очень любопытна и заслуживает внимания.
А. Е. Уэйт.


Содержание

Предисловие к английскому переводу - 5
Введение
Ложное определение Магии - Не стоит считать ее угрозой - Объяснение Сверкающей Звезды - О существовании Абсолюта - Абсолютная природа магической науки - Ошибки Дюппи - Профанация науки - Пророчество графа Жозефа де Мэйстр - Распространение науки - Божественный Суд - Сила адепта - Дьявол и наука - Концепция манихеев - Преступления колдунов - Астральный Свет - Так называемое "Воображение Природы" - Откуда взято все здесь написанное - Что из этого следует - Определение магнетизма - Соглашение между верой и разумом - Иакин и Вооз - Иерархический принцип - Религия каббалистов - Образы Божьи - Теория света - Мистерии сексуальной любви - Антагонизм сил - Мифический Папа Иоанн - Каббала как всеобщее объяснение и успокоение - Почему Церковь порицает Магию - Догматы Магии, как объяснение философии истории - План данной работы - Уступки автора установленному порядку - 29

Книга 1.
Происхождение Магии

Глава

1.
Источники в мифах

Книга Еноха о Падении Ангелов - Значение Легенды - Книга Покаяния Адама - Личность Еноха - Апокалипсис св. Мефодия - Дети Сета и Каина - Подоплека оккультизма - Ошибка Руссо - Еврейские традиции - Слава Христианства - Сэфер Йецира, Зогар и Апокалипсис - Открытие Зогара - 55

Глава

2.
Магия Магов

Заратустра настоящий и ложный - Учение истинного Заратустры - Трансцендентальная философия огня - Электрические тайны Нумы - Расшифровка зороастрийского отношения к демонам и жертвоприношениям - Важные откровения о магнетизме - Инициация в Ассирии - Чудеса, творимые ассирийцами - Дю Поте согласен с Заратустрой - Опасности, влекомые неосторожностью - Власть человека над животными - Падение жречества в Ассирии - Магическая смерть Сандарапала - 65

Глава

3.
Магия в Индии
Индийцы, как наследники Каина - Индия - родина идолопоклонства - Учение гимнософистов - Индийское происхождение гностицизма - Несколько мудрых индийских легенд - Черная магия Oupnek'hat - Цитаты из Дж. М. Рагона - Индийские великие тайны - Англичане и индийские восстания - 72

Глава

4.
Герметическая магия
Изумрудный стол - Другие писания Гермеса - Магическая интерпретация географии Древнего Египта - Правление Иосифа - Священный алфавит - Панель Изиды кардинала Бембо - Таро в объяснениях Сефер Йецира - Таро Карла VII - Магическая наука Моисея - 79

Глава

5.
Магия в Греции
Легенда о Золотом Руне - Медея и Язон - Пять магических эпосов - Эсхил - профанатор магических тайн - Легендарный Орфей - Орфические мистерии - Гоэтейя - Фессалийские лжецы - Медея и Цирцея - 86

Глава

6.
Пифагор, как наследник нумийских традиций - Личность Пифагора - Его учение относительно Бога - Точное предостережение против анархии - Золотые Стихи - Символика Пифагора - Его добродетель - Его пророчества - Его объяснение чудес - Тайна толкования снов - Вера пифагорейцев - 92

Глава

7.
Священная Каббала
Происхождение Каббалы - Кошмар идолопоклонства в каббалистике - Каббалистическое определение Бога - Принципы Каббалы - Божественные Имена - Четыре формы Тетраграмматона - Слово, завершающее все трансмутации - Ключи Соломона - Цепь духов - Возвращаются ли человеческие духи - Мир духов по Зогару - О проявляющихся духах - Личинки флюидов - Великий Агент Магии - Темное происхождение личинок - 98

Книга 2.
Формирование и развитие догматов

Глава

1.
Примитивный символизм истории
Аллегория о Рае на Земле - Райская Пентаграмма - Херувим - Заблуждение великого ума - Мистерия Творения - Дети Каина - Магические тайны Вавилонской Башни - Вельфигор - Средневековый Шаббат - Упадок иерархии - Философия случайности - Учение Платона - Предсказание Апполона - Рационализм Аристотеля - Каменный Куб - Резюме неоплатонизма - 107

Глава

2.
Мистицизм
Незыблемость магической науки - Мистические школы и профанация - Вакханки - Реформаторы-материалисты и мистики-анархисты - Дебильные фантазеры - Их ужас перед мудростью - Терпимость истинной Церкви - Ложные чудеса - Ритуалы Черной Магии - Варварские слова и неизвестные знаки - Причина видений - Теория галлюцинаций - 115

Глава

3.
Посвящения и испытания
Великая Работа - Четыре аспекта Сфинкса и Щит Ахиллеса - Аллегории Геркулеса и Эдипа - Тайное учение Платона - О Платоне, как каббалисте - Различия между Платоном и св. Иоанном - Платоническая теософия - Смертельный опыт - Гомеопатия, какой ее практиковали греки - Пещера Трофония - Наука египетских жрецов - Лактанций и антиподы - Ад греков - Власть страдания - Таблица Cebes и поэма Данте - Учение Федрона - Погребение усопших - Некромантия - 121

Глава

4.
Магия публичных обрядов
Великолепие истинного культа - Ортодоксальные традиции - Профаны-отступники - Их клевета на посвященных - Аллегория на Вакха - Тиресий и Калхант - Жречество по Гомеру - Пророчества сивилл - Происхождение геомантии и картомантии - 129

Глава

5.
Мистерии девственности
О римском эллинизме - Институт весталок - Традиционные качества крови девственниц - Символика Священного Огня - Религиозный аспект истории Лукреции - Честь римских женщин - Мистерии богини плодородия - Нума как верховных жрец - Остроумные замечания Вольтера о божественном - Пророческий инстинкт масс - Ошибочное мнение о предсказателях Фонтенеля и Кирхера - Религиозный календарь Нумы - 134

Глава

6.
Суеверия
Их происхождение и живучесть - Красивые мысли римского первосвященника св. Григория - Наблюдение о числах и днях - Невмешательство магов - Мнения Порфирия - Суеверия римлян и греков - Мифологические сведения о тайных качествах животных - Отрывок из Еврипида - Причины невмешательства Пифагора - Единственный отрывок из Гомера - Предзнаменования, сны и очарованность - Магические водовороты - Современные феномены - Олимпий и Плотин - 138

Глава

7.
Магические памятники
Семь чудес света и семь магических планет - Пирамиды - Фивы и их семь врат - Пентаграмма солнца - Пентаграмма луны - Пентаграмма брачной Венеры - Пентаграммы Меркурия, Юпитера и Марса - Храм Соломона - Философское резюме древней мудрости - 144

Часть 3.
Божественный синтез и реализация магии путем христианских откровений

Глава

1.
Христос, обвиненный иудеями в занятиях магией
Начало Евангелия от св. Иоанна и его глубинный смысл - каббалист Иезекииль - Особый характер христианства - Обвинения, выдвигаемые иудеями Спасителю - Сэфер Толдос Йешу - Красивая легенда из апокрифического Евангелия - Иоанниты - Сжигание магических книг в Эфесе - Запрет оракулов - Великий Пан мертв - Преображение естественной одаренности в чудо, а гадания в прорицание - 147

Глава

2.
Свидетельства магии христианству
Абсолютное существование религии - Принципиальное отличие науки от веры - Глупые возражения - Христианство, доказанное благотворительностью - Осуждение магии христианским священничеством - Петр-маг - Его история - Его учение - Его беседа со святыми Петром и Павлом - Его упадок - Возглавление его секты Менандром - 150

Глава

3.
Дьявол
Вопрос, рассматриваемый в свете веры и науки - Сатана и Люцифер - Мудрость Церкви - Дьявол, согласно посвященным в оккультные науки - Евангелие об одержимости - Мнения Торребланка - Астральные искажения - Козел Шабаша - Лже-Люцифер - 158

Глава

4.
Последние язычники
Вечное чудо Бога - Цивилизующее влияние христианства - Аполлоний Тианский - Его аллегорическая легенда - Юлиан Отступник - Его вызывания - Ямбликус и Максимус из Тира - Рождение Тайных Обществ для запретных магических практик - 162

Глава

5.
Легенды
Легенда о святом Киприане и святой Юстине - Магическая молитва св. Киприана - Золотая Легенда - Апулей и Золотой Осел - Легенда о Психее - Любопытная проницательность св. Августина - Философия Отцов Церкви - 166

Глава

6.
Несколько каббалистических рисунков и священных знаков
Гностицизм и первобытная церковь - Знаки катакомб - Истинный и ложный гностицизм - Профанация Гнозиса - Нечистые и кощунственные ритуалы - Черное причастие - Архи-еретик Маркос - Женщины и священничество - Монтанус и его пророчицы - Тертуллиан - Дуализм Манеса - Опасность вызывания духов - Отступления каббалистики - Потеря ключей кабалистики - 171

Глава

7.
Философы Александрийской школы
Аммоний Сакк - Плотинус - Порфирий - Гипатия - Неосторожные признания Синезия - Работы этого посвященного - В особенности его трактат о снах - Комментарии Йерома Кардана на этот трактат - Применение к Синезию трудов св. Дионисия - Их ортодоксия и их ценность - 176

Книга 4.
Магия и цивилизация

Глава

1.
Магия среди варваров
Рим, побежденный Крестом - История Филлиниума и Махат - Невеста Коринфа - Философские размышления о ней - Германская и друидическая теология - Школа Друидов в Отуне - Переселение душ по версии друидов - Некоторые практики друидов - 180

Глава

2.
Влияние женщин
Женское влияния в ранней Франции - Велледа, оклеветанная Шатобрианом - Berthe аu grand pied - Фея Мелузина - Святая Клотильда - Ведьма Фредегонда - История Клодсвинты - Фредегонда и Кловис - Далее о ее истории - 186

Глава

3.
Салические законы против колдунов
Законы, примененные к Фарамонду - Объяснение отрывка из Талмуда рабби Иехиеля - Вера в бессмертие души у евреев - Экклезиастическое мнение о колдовстве - Восход Мухаммеда - Религиозная история Шарля Мартеля - Правление Пепина Короткого - Каббалист Седекия - Его легенды о духах стихий - Эпидемия видений - 190

Глава

4.
Легенды о правлении Карла Великого
Карл - волшебный принц - Карл и Роланд - Зачарованный меч и магический рог - "Энчирион" (справочник) Льва III - Его традиция - Пентаграммы - Шабат - Свободные судьи - Их обоснование и цель - Власть этого суда - Судьба Фридриха Брюнсвикского - Кодекс Свободных Судей - Законы Карла Великого - Странствующие рыцари - Культ Святой Девы - 195

Глава

5.
Волшебники
Папа и империя - Наказание отлучением от церкви - Еще о рабби Иехиеле - автоматоны - механические существа Альберта Великого - Альберт и св. Фома Аквинский - Толкование легенды об автоматонах - Схоластицизм и Аристотелева философия - Философский камень и квинтессенция - 202

Глава

6.
Знаменитые процессы
Великие религиозные ордена и их власть - Рыцари Храма - Их происхождение - Их тайные планы - Христианская секта иоаннитов - Их профанация истории Христа - Первосвященники секты иоаннитов - Иоанниты и тамплиеры - Еще о тайном учении тамплиеров - Развитие рыцарства - Разоблачение тайн - Разгром орденов - Дело Жанны д'Арк - История Жиля де Лаваля - 207

Глава

7.
Суеверия относительно дьявола
Явления Сатаны - Одержимость - Философия суеверий - Преступление Черной Магии - Паталогические состояния - Душа мира - Современные феномены - Фурье и месье де Мирвиль - Барон де Гульденштуббе - 219

Книга 5.
Адепты и священнослужители

Глава

1.
Священники и папы, обвиненные в занятиях магией
Непреложная святость священников - Обвинения ложных адептов - Беспочвенные обвинения против папы Сильвестра II - Скандальная история Полонуса в изложении Платины - Легенда о папе Иоанне - Ее происхождение от древних карт Таро, представляющих Изиду, увенчанную тиарой - Еще о Сильвестре II - Мнение Габриэля Ноде - Гримуар, приписываемый папе Гонорию III - Антипапа Гонорий II, как возможный его автор - Экскурс в содержание и характер этой книги - 223

Глава

2.
Появление кочевых цыган
Их пришествие в Европу в начале пятнадцатого века - Их название - цыгане или египтяне - Рассказ о цыганском лагере под Парижем, с древней хроники - Цитата из Джорджа Борроу - Исследования месье Веллана - Цыгане и Таро - Резюме - Коммунистический эксперимент 1840 года - 234

Глава

3.
Легенда и история о Раймонде Лулле
История о Докторе Иллюминате с мифической стороны - Раймонд Лулл и Леди Амброзия - Его бессмертие и освобождение от него - Исторический персонаж - Лулл, как алхимик - Rose Nobles - Его философское завещение - Школы по изучению языков, основанные его усилиями - Великое искусство - Его появление в Венском Совете - Лулл - ученик каббалистов - Но в его руках традиция стала христианской - 242

Глава

4.
О некоторых алхимиках
Николя Фламель и книга Авраама Еврея - Таинственные цифры книги - Традиция и Фламель - Бернард Тревизан - Базиль Валентин - Иоганн Тритемий - Корнелий Агриппа - Пентаграмма Тритемия - Уильям Постель - Иллюстрации его учения - История Матери Жанны - Возрождение Постеля - Мнение Отца Дебильона - Парацельс - Его учение об оккультной медицине - Тайны крови - Рассказ Тавернье - Парацельсова Philosophia sagax

Глава

5.
Некоторые из известных колдунов и волшебников
"Божественная комедия" Данте и ее каббалистическия анализ - "Роман Розы" - Лютер и его анархическая теология - Его споры с дьяволом - Его святотатственный брак - Колдуны при Генрихе III - Видения Жака Клемена - Мистическая символика розы - Союз розы и креста - Розенкрейцеры - Генрих Кунрат - Его Amphitheatrum Sapientiae Aeternae - Его пентаграммы - Освальд Кроллиус - Алхимики начала семнадцатого века - Манифест розенкрейцеров - 260

Глава

6.
Судебные процессы, связанные с магией
Вступительные замечания - Настоящие преступления колдунов - Некоторые прискорбные порицания - Дело Луи Гофриди - дело Урбена Грандье - Монахи Лувье и некоторые другие процессы - Толкование определенных явлений - История о явлении призраков - 269

Глава

7.
Магическое происхождение масонства
Появление масонства в Европе - Его аллегорический и реальный конец - Легенда о Гираме - Его значение - Миссия масонских ритуалов - Профанация масонства - 283

Книга 6.
Магия и революция

Глава

1.
Выдающиеся авторы восемнадцатого столетия
Важные открытия, совершенные в Китае - И Ким из Фо Хи - Легенда о его происхождении - Связь с Зогаром - Пример абсолютной философии - Мнение Лейбница - Эммануэль Сведенборг - Его система и ее каббалистическое происхождение - Открытие Месмера - Его теория и ее огромное значение - Сравнение Вольтера и Месмера - 288

Глава

2.
Чудотвотцы восемнадцатого века
Граф Сен-Жермен - Неопубликованные подробности его жизни - Доклад мадам де Женли - Орден Святого Жакина - Якобы посвящение - Еще о розенкрейцерах - Высокая оценка Сен-Жермена - Его предположительная связь с таинственными Althotas - Алхимик Ласкарис - Граф Калиостро - Агент тамплиеров - Преемник Месмера - Объяснение его печати и каббалистического имени - Его тайна физической ренгенерации - Инквизиторский суд над ним - Говорят, он до сих пор жив - 295

Глава

3.
Пророчества Казотта
Школа Мартиников - Ужин Казотта - Роман le Diable Amoureus - Его интерпретация согласно Каббале - Лилит и Негама - Посвящение Казотта - Мистические горы - Казотт и Революционный трибунал - 305

Глава

4.
Французская революция
Фантазии Руссо и их фатальные последствия - Гробница Жака де Моле - Ложа в Рю-Платрье - Рок Людовика XVI - Гений массовых убийств - Мадмуазель де Сомбрель - Мадам Елизавета - Церковь якобинцев - Месть тамплиеров - Еще об апокалипсисе святого Мефодия - Пророчества аббата Иоахима

Глава

5.
Явление медиомании.
Темная секта мистиков-иоаннитов - Видения Луазо - Дом Жерле и Катрин Тео - Визит Робеспьера - Пророчество Катрин - Ее судьба и судьба Дома Жерле - Спасители Людовика XVII - Мартин де Галлардон - Эжен Винтра - Нойндорф - 312

Глава

6.
Германские иллюминаты
Адепт Штайнерт - Рассказ Экартсхаузена - Шрептер и Лаватер - дух Габлидона - Его пророчества - Штабс и Наполеон - Карл Санд и Коцебе - Мопсы и их мистерии - Магическая драма Фауста

Глава

7.
Империя и реставрация
Предсказания, касающиеся Наполеона - Мадмуазель Ленорман - Этьела и картомантия - Мадам Буше и Царь Александр - Мадам де Круденер - Еще о спасителях Людовика XVII - Видения Мартина де Галлардона

Книга 7.
Магия в девятнадцатом веке

Глава

1.
Магнетические мистики и материалисты
Заразительная глупость Фурье - Догма об аде - Вызывание духов в соборе Парижской Богоматери - Более мелкие пророки и боги - Ганно, Август Комте и Вронский - Продажа Абсолюта - 327

Глава

2.
Галлюцинации
И снова о спасителях Людовика XVII - Единственная галлюцинация Эжена Винтра - Его пророчества и якобы чудеса - Секта Винта - Его порицание Григорием XVI - Первосвященство Винтра - Его сны и видения - 332

Глава

3.
Месмеристы и сомнамбулисты
Церковь и порицание сомнамбулизма - Барон дю Поте - Его тайная работа по Магии - Столоверчение - Стол, сожженный за ересь - Опыты Виктора Эннекина - Магическая мелодрама - 339

Глава

4.
Фантастическая сторона литературы по магии
Альфонс Эсквайр изобретает "романскую магию" - Его работу продолжает Анри Делааж - Его дар очарования - Его ортодоксия - Граф д'Урше - Барон де Гульденштуббе - Его чудесные работы - Их объяснение - Эксгумация факира - История вампира - Картомант Эдмонд - 343

Глава

5.
Некоторые частные воспоминания автора
Маг Альфонс Эсквайр представляет автора святому Ганно - Эксцентрическое учение Мапа - Еще один Людовик XVII - Фатальный исход этого визита - Скрытая причина революции 1848 года - Жена Ганно - 355

Глава

6.
Оккультные науки
Синтез в общем - Повторим принципы - Поиск Абсолюта - 358

Глава

7.
Выводы и резюме
Загадка сфинкса и ее решение - Парадоксальные вопросы и ответы на них - Знание и вера - Общность веры - Временная сила священника - Наука душевного равновесия - Последствия ее принятия - Цитата из Блаженного Винсента де Лерана - Еще одна, из графа Жозефа де Местра - Аксиома св. Фомы Аквинского - Освобождение Магии - Цель данной книги - 361

Приложение - 375



Список иллюстраций
Вставить!!!
Портрет Элифаса Леви в мантии мага - 2 стр. обложки
Пентаграмма Абсолюта - стр. 31
Великий Символ Соломона - стр. 43
Магическая Глава

Зогара - стр. 50
Великий каббалистический символ Зогара - стр. 63
реклама
амулеты :: фотографии с фестиваля :: предсказания :: гадания на рунах :: гадания на И-Цзин :: сонник :: релаксационные обои для рабочего стола :: фото-архив

Rambler's Top100